Обоснована абсурдность обвинений РФ в адрес Украины по поводу биооружия
В Украине есть биологические исследовательские центры, но биооружия там не производят.
Об этом говорится в расследовании Meduza, где проанализировали обвинения российских властей в создании на Украине биологического оружия.
Что по поводу биооружия заявили в России
По данным Минобороны РФ, в Украине якобы проходило создание биооружия в секретных микробиологических лабораториях при поддержке американских военных.
Отмечается, что во время проведения специальной военной операции были обнаружены факты экстренной зачистки киевским режимом следов реализуемой на Украине военно-биологической программы, финансируемой Минобороны США.
При этом Минобороны РФ опубликовало через СМИ ряд документов с указаниями по уничтожению патогенных микроорганизмов и соответствующие акты об уничтожении, направленные украинским Минздравом и подписанные микробиологами двух организаций: Полтавского и Харьковского областных центров контроля и профилактики болезней министерства здравоохранения Украины.
Подчеркивается, что это было сделано сразу после вторжения российских войск на территорию Украины.
Эту информацию подтвердил и расширил начальник войск радиохимической и биологической защиты (РХБЗ) Игорь Кириллов.
В частности он отметил, что были уничтожены акты о проведении работ с возбудителями чумы, сибирской язвы и бруцеллеза во Львовской биолаборатории, возбудителями дифтерии, сальмонеллеза и дизентерии в лабораториях в Харькове и Полтаве.
В то же время глава МИД Сергей Лавров продолжил тему о создании биологического оружия.
Выступая 10 марта он также заявил, что украинцы проводили не мирные эксперименты, а “нацеленные на создание биологического оружия, причем, так сказать, этнически ориентированного".
Реакция Украины
В украинском МИД назвали заявления о разработке биологического оружия в Украине дезинформацией и провокацией, отметив, что "после ряда абсурдных заявлений должностных лиц РФ о якобы создании „грязной“ ядерной бомбы в нашем государстве российская дезинформационная машина переключилась на тему биологического оружия".
В то же время глава Минздрава Виктор Ляшко попросил Всемирную организацию здравоохранения опровергнуть заявления российской стороны.
"Призываю вас, как партнеров, досконально знающих систему биобезопасности и эпидемического надзора в Украине, выступить с официальным заявлением об отсутствии разработок биологического оружия в Украине и не допустить, чтобы тьма пропаганды затмила свет науки", - сказал министр.
Реакция США
Власти США признали существование на территории биологических исследовательских центров (а не лаборатории по производству оружия), и как раз возможный их захват российскими войсками может представлять нежелательный сценарий, на предотвращение которого направлены усилия и Украины, и США.
Есть доказательства существования биооружия в Украине?
В документах, которые были опубликованы российскими властями, не содержится ничего похожего похожего на биологическое оружие, пишет Meduza.
Это обычные бактериальные штаммы, которые можно приобрести в западных коллекциях, у коммерческих компаний, многие из которых хранятся в научных российских микробиологических коллекциях.
О поддержке США спецлабораторий в Украине
США занимается поддержкой микробиологических центров Минздрава Украины еще с 2005 года.
В рамках договора декларировались мониторинг микробиологической обстановки, выявление возбудителей и предотвращение распространения биологического оружия.
Может ли биологическое оружие создаваться в Украине
В Украине нет ни одной лаборатории, оборудованной по высшему стандарту биологической опасности BSL-4.
Не ясно, почему разрабатывать новейшее биологическое оружие (а речь, даже по версии российских властей, именно о разработках, а не об испытаниях) потребовалось именно на территории Украины, вдалеке от крупных научных центров синтетической биологии.
Может ли биологическое оружие уничтожить определенные этносы
Биологические оружие не “различает" своих и чужих, мирных жителей или военных.
Создание такого оружия практически невозможно из-за радикального несовпадения биологических и национальных границ в человеческих группах.