В Италии археологи обнаружили редкие фрагменты фресок 2000-летнего римского храма (фото)
Археологи обнаружили фрагменты фресок во время раскопок 2000-летнего храма Купры в итальянской коммуне Купра-Мариттима, сообщает CNN. Они исполнены в третьем помпейском стиле. Сохранившиеся интерьерные фрески такого рода встречаются редко.
Из-за своего расположения на адриатическом побережье Купра-Мариттима был важным портовым городом и центром торговли: он славился производством и экспортом оливкового масла. Коренным населением здесь были пиццы. В III веке до нашей эры земли перешли под контроль римлян, однако муниципалитетом город стал только в I веке до нашей эры.
Храм Купра, построенный в начале первого века нашей эры, являлся духовным центром стратегически и коммерчески важного города, который помог римлянам контролировать побережье Адриатического моря и его морские торговые пути.
В июле 2022 года в археологическом парке Купра-Мариттима начались раскопки храма, пока раскопана только пятая часть.
Археолог Марко Гиглио и его коллеги из Университета Востока обнаружили 100 фрагментов цветных фресок, ранее украшавших стены храма Купры. Сами фрагменты и краска на них хорошо сохранились, что бывает редко из-за влажности и трудности извлечения артефактов при раскопках.
"Это впервые были обнаружены руины святыни, расписанной такой широкой цветовой палитрой в невероятно хорошо сохранившемся состоянии – и с такими богатыми, изысканными украшениями", – отметил он.
Части фресок окрашены в синие, желтые, черные, красные и зеленые цвета, также сохранились фрагменты изображений канделябров, цветочных гирлянд и маленьких пальм. По мнению археологов, эти росписи были созданы в третьем помпейском (или "орнаментальном") стиле, часто используемом для украшения богатых домов в Помпеях и Риме, а не для религиозных сооружений.
Предполагается, что нижняя часть стен храма была выкрашена в желтый цвет, а красные, черные и желтые квадраты на стенах разделяли изображения канделябров и гирлянд. На фресках также нашли небесно-голубой цвет, считается, что он раскрасил потолок святилища.
Археологи отмечают, что такой цвет редко встречается на потолках, что может быть обозначением небесного свода и свидетельствовать, что здание действительно построено в честь богини. Но несмотря на эти данные и то, что храм назван в честь Купры, ученым предстоит установить, с каким культом была связана святыня.
"Невероятное состояние сохранения и целостность фресковых частей, а также чрезвычайно богатая цветовая палитра, в частности ярко-голубая и розовато-красная, выделяются как исключительные по сравнению с традиционной красной краской, которая обычно использовалась в древности, следовательно предполагаем, что это была роскошная святыня", – добавил эксперт по фрескам Бенетти, не принимавший непосредственного участия в раскопках.
Храм за свою историю претерпел несколько значительных изменений, поэтому сложно определить, как он выглядел сначала. В 127 году нашей эры римский император Адриан решил провести капитальный ремонт святилища, пострадавшего от времени и стихийных бедствий. Чтобы укрепить конструкцию, он отдал приказ отколоть часть стенок и покрыть их мрамором. Оригинальные интерьерные фрески были разбиты на мелкие кучки, позже римские строители использовали их в качестве основы новых полов.
Адриан добавил зданию девятиметровые колонны, полуколонны и львиные головы на крыше. Также на территории храма он построил две сохранившиеся кирпичные арки, рядом с подиумом и лестницей, ведущей ко входу. Впоследствии храм был разрушен: мрамор и колонны использовались в качестве строительных материалов, а в XIX веке стены святилища снесли, чтобы построить деревенский дом.
Напомним, в Полтавской области археологи исследовали один из раскопок на поселение Старый карьер. Сотрудники Историко-культурного заповедника Бильск во время работ обнаружили сорок археологических объектов, принадлежавших скифам.
Хотите получать самые актуальные новости о войне и событиях в Украине – подписывайтесь на наш телеграмм канал!