Черный список СССР: ТОП-6 украинских фильмов, которых боялась советская власть
В советской системе пропаганда и распространение ложной информации среди украинцев имели глубокую основу, поскольку власть жестко контролировала все аспекты жизни, в том числе кинематограф. Украинское кино стало одной из жертв этой репрессивной политики.
При Советском Союзе немало фильмов, отражавших украинскую культуру, историю и действительность, оказались под запретом. Таким образом режим пытался повлиять на мировоззрение народа, ограничивая доступ к аутентичному культурному наследию и правдивой информации. Об этом пишет 24 Канал.
1. Фильм "Совесть" (1968) – сначала был запрещен и стал жертвой кражи, из-за чего считался навсегда утраченным. После запрета единственный экземпляр ленты исчез, и казалось, что она безвозвратно стерта из культурного наследия. Однако в 1989 году произошло неожиданное: неизвестный оставил пленку у дверей фильмохранилища Государственной киностудии имени Довженко.
Эта находка оказалась тем самым запрещенным фильмом, и его возвращение стало настоящей сенсацией для кинематографического мира.
2. Фильм "Белые облака" (1968) режиссера Ролана Сергиенко претерпел значительные цензурные правки, которые существенно повлияли на его конечный вид. Ленту резко раскритиковали в СССР, после чего из нее вырезали немало важных сцен. В результате первоначальная концепция и художественный замысел были существенно изменены.
Из-за многочисленных вмешательств фильм так и не дошел до зрителя в том виде, в котором его задумал режиссер.
Читайте также: Лица СССР: что на самом деле было главной визитной карточкой страны
3. Фильм "Колодец для жаждущих" (1966) режиссера Юрия Ильенко, снятый по сценарию Ивана Драча, изначально не имел шансов попасть на экраны. Из-за критики советской действительности и несоответствия официальной идеологии ЦК КПУ приказало уничтожить все копии ленты, обвинив ее в "идейных извращениях".
Однако одна копия сохранилась благодаря самому Ильенко. Рискнув, он похитил единственный экземпляр фильма и прятал его на протяжении всего запрета.
Только в 1988 году, после 22 лет замалчивания, "Колодец для жаждущих" наконец увидели зрители.
4. Фильм "Пропала грамота" (1972) – занимает 12-е место в списке 100 лучших украинских лент, что свидетельствует о его весомом вкладе в национальный кинематограф. Однако выразительный украинский колорит картины вызвал недовольство советской власти. После многочисленных цензурных правок фильм так и не получил разрешения на показ.
Только через 12 лет лента наконец появилась на экранах. Несмотря на все препятствия, "Пропавшая грамота" вошла в историю украинского кинематографа и получила статус одной из его выдающихся работ.
5. "Входящая в море" (1965) – короткометражный фильм Леонида Осыки, ставший большим открытием в СССР. В своем дебютном произведении режиссер сделал ставку на полный отказ от слов, выбирая вместо них свет, цвета, образы, эмоции и ощущения, создавая таким образом исключительный кинематографический опыт. Нереально было передать содержание фильма, поскольку его мощность и выразительность сосредотачивалась в визуальном и чувственном восприятии. Однако, несмотря на новаторство, лента подверглась критике за "экзистенциализм" и "упадочные настроения", что свидетельствовало о негативной реакции власти на ее нестандартный художественный подход. Из-за этих обвинений фильм так и не попал на широкий экран. Первую возможность увидеть работу Осыки зрители получили лишь в конце 1980-х.
Читайте также: Как в СССР пытали легенду космонавтики
6. "Долгие проводы" (1971) – когда фильм был почти завершен, руководство Одесской киностудии начало настаивать на необходимости его доработки. Однако Муратова решительно отказалась удовлетворить эти требования, сохраняя киноработу в ее оригинальном виде. Вскоре после этого, специальным указом ЦК Компартии фильм был полностью запрещен. Лента не демонстрировалась в кинотеатрах и была запрещена для широкого показа.
Только спустя 15 лет, когда изменился политический ландшафт и снизился уровень цензурного контроля, фильм смог выйти на экраны. Его дебют на международной сцене оказался удачным, и картина получила награду на Международном кинофестивале в Локарно, что стало подтверждением ее художественной значимости и важности в истории кинематографии.
Эти киноленты не только подверглись притеснениям советской цензуры, но и превратились в знаковые примеры борьбы за национальную самобытность и свободу творчества. Их изъятие из советского пространства подчеркивает значимость украинского киноискусства, которое, несмотря на все препятствия, вписало яркую страницу в историю мирового кинематографа.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, что на самом деле кроется за многими популярными советскими фильмами 50-х и при чем здесь ГУЛАГ.
Хотите получать самые актуальные новости о войне и событиях в Украине – подписывайтесь на наш Telegram-канал!