Мечтал о Голливуде и много лет провел в Москве: малоизвестные факты об Александре Довженко
Украинский советский писатель, кинорежиссер и кинодраматург, художник Александр Довженко скончался 66 лет назад, 25 ноября 1956 года. О нем все еще со школы помнят, что он снял фильмы "Земля", "Битва за нашу Радянську Україну", "Арсенал", "Аероград", "Перемога на Правобережній Україні"... А его книги "Зачарована Десна" и "Україна в огні" читают до сих пор.
Но Довженко был многогранным не только в режиссуре и в литературе. Узнайте в материале UAportal малоизвестные факты об этом выдающемся украинце.
Создавал карикатуры
Свою творческую карьеру Александр Довженко начинал как художник-карикатурист. Еще в Берлине он посылал свои шаржи в юмористически-сатирический журнал украинских коммунистов в Нью-Йорке "Молот". А когда вернулся в Харьков, рисовал политические карикатуры и шаржи на своих современников для местных изданий. Все его работы были пропагандистскими и стали популярны только после смерти известного украинца.
Мечтал снискать славу в Голливуде
Еще в 1930 году Довженко написал в письме советскому режиссеру, сценаристу и теоретику кино Сергею Эйзенштейну: "Можете вы вместе с товарищами, или с Чаплином, или еще с кем-нибудь выписать меня – страшно подумать – в Голливуд хотя бы на один месяц, прислав мне визу… Мне бы очень хотелось предложить Чаплину один мой сценарий. Если бы он ему и не подошел, он мог бы найти в нем для себя несколько интересных вещей. У нас в это время ставить его нельзя". В том же году Александр Довженко поехал в Англию, Голландию, Бельгию, Францию, Южную Америку, Канаду, Грецию и т.д., чтобы представить фильм "Земля". И хотя ему удалось стать известным во всем мире, однако осуществить мечту – прорваться в Голливуд – нет.
Чарли Чаплин был в восторге от работ Довженко
Украинский режиссер не зря упомянул в письме Чарли Чаплина, легендарного английского и американского киноактера и кинорежиссера первой половины XX века. Эта звезда мирового масштаба высоко ценила творчество Довженко. Весной 1945 года, на учредительной конференции в Сан-Франциско, когда Украина стала одной из стран-основательниц ООН, он сказал, что "славянство пока дало миру кинематографии одного создателя – мыслителя и поэта, Александра Довженко".
Не успел экранизировать некоторые сценарии
Многие сценарии, которые Александр Довженко мечтал экранизировать, остались нереализованными, а именно: "Батьківщина", "Загублений Чаплін", "Згода (Повстання мертвих)", "Загублений і віднайдений рай", "Тарас Бульба" (написано 5 версий сценария), "Україна в огні", "ВУ глибинах космосу" и "Відкриття Антарктиди". Например, снять фильм о Тарасе Бульбе помешала Вторая Мировая война.
Крупнейший критик работ Довженко – он сам
Александр Довженко никогда не был доволен результатами съемок. Он писал, что "лента всегда и неизбежно была хуже, чем я представлял ее и создавал". Выдающийся украинец свою деятельность считал одним из несчастий жизни: "Я ни разу не испытывал наслаждения, даже покоя, рассматривая результаты своего безмерно тяжелого и сложного труда. И чем дальше, тем все больше убеждаюсь я, что лучших двадцать лет своей жизни потратил зря". Иногда шутя говорил, что талант как деньги – он или есть, или его нет.
Большую часть сознательной жизни жил в Москве
Если проанализировать "Дневник" Довженко, то можно увидеть, что он жил и работал в Москве не по собственной инициативе. В его словах между строк и прямо написано о тоске по Родине и страданиях от невозможности вернуться домой. Например: "Шевченко было легче в ссылке. До него долетали птицы. Вокруг меня пусто. Все вымерло, умолкло. Вся Украина… Не пускают меня туда… или отсюда меня не пускают в их руки? Все равно мне, все равно мне".
Довженко сбежал из Киева в Москву, где массово арестовывали украинскую интеллигенцию. А потом пишет письмо товарищу Иосифу Сталину (Первый секретарь ЦК КПСС, диктатор) с просьбой "защитить меня и помочь мне творчески развиваться". Судить сложно, было ли это спонтанным решением или запланированным, однако, когда фильмы украинского режиссера запретили, Сталин снабдил Довженко работой на "Мосфильме". И именно по темам диктатора Александр поставил фильмы "Аэроград", "Щорс" и "Мичурин". Отметим, что ни одна из этих работ не равнялась киноленте "Земля".
Со временем в польском журнале "Trybuna Ludu" (1957) К. Теплица осторожно написал в статье, что Довженко "не дали шанса развиться полностью, потому что он умолк в половине слова, оставляя, однако, по себе несколько произведений, которые навсегда останутся в истории фильмового искусства как явление неповторимое и великое". Александр не имел права возвратиться домой. Лишь во второй половине 1952 г ему удалось вырваться в Украину, где он задумался о создании нового фильма – о победе жизни над смертью. Режиссер успел написать еще несколько сценариев: "Поема про море", "Повість полум'яних літ", "Незабутнє".
Ранее UAportal писал, что в министерстве решили приостановить реорганизацию Довженко-центра.
Хотите получать самые актуальные новости о войне и событиях в Украине – подписывайтесь на наш Telegram-канал!