rus
Українська

В Мьянме врачи устроили противостояние военным

Дарья Подхалюзина

Мьянма
Мьянма. Источник: Изображение karl-ferdinand с сайта Pixabay

Значительная часть медицинских услуг в Мьянме в настоящее время предоставляется подпольно за пределами государственных больниц врачами и медсестрами, которые выступают против захвативших власть вооруженных сил и лояльны к правительству национального единства.

Организованное сопротивление перевороту 1 февраля в Мьянме началось с того, что медицинские работники объявили бойкот государственным больницам, в рамках которого они возглавили первые уличные акции протеста, назвав их "революцией белых халатов", передает ВВС.

Это поставило медиков на путь столкновения с хунтой и привело к тому, что большая часть системы здравоохранения Мьянмы ушла в подполье.

Считается, что во многих районах более 70% медицинских работников бросили свою работу, свои больницы и своих пациентов. Это было трудное этическое решение, и старшие врачи отстаивали его в письме, которое они отправили в медицинский журнал The Lancet:

"Наш долг как врачей - уделять приоритетное внимание уходу за нашими пациентами, но как мы можем сделать это в условиях незаконной, недемократической и деспотической военной системы?"

"Пятьдесят лет предыдущего военного правления не смогли развить нашу систему здравоохранения и вместо этого закрепили бедность, неравенство и неадекватное медицинское обслуживание. Мы не можем вернуться к этой ситуации", - говорится в сообщении медработников.

Преподавательница Янгонского университета медсестер, имя которой не называется в целях её безопасности, говорит, что все они "решили присоединиться к CDM (движению гражданского неповиновения)".

"Каждый вечер в 20:00 мы били горшки и пели песни революционеров. Мы были в ярости - как они могли просто арестовать нашего лидера после того, как проиграли выборы?", - заявила она.

Преподавательница была одной из тысяч медицинских работников, которые не только уволились с работы, в результате лишились жилья, но также присоединились к протестам, чтобы помочь раненым.

"Мы организовали скорую помощь на случай, если кто-нибудь будет подстрелен. Больше всего нас волновало, как перевезти их в безопасные места. В случае легких травм мы отвозили их в машину скорой помощи и там лечили. В случае огнестрельных ранений мы должны были найти безопасные маршруты в клиники, которые мы открыли в храмах и монастырских комплексах", - добавила она.

Сообщается, что из этих отчаянных, импровизированных начинаний они построили теневую систему здравоохранения, условно находящуюся под властью правительства национального единства (NUG), которое в апреле было объявлено свергнутыми парламентариями.

На самом деле, система управляется тысячами добровольцев по всей стране, работающих в благотворительных клиниках или частных больницах, готовых рискнуть и использующих зашифрованные коммуникационные приложения, чтобы избежать обнаружения.

Они предоставляют медицинскую помощь, которая либо больше не доступна в государственных больницах с небольшим штатом, либо не нужна пациентам, выступающим против переворота.

Доктор Зау Вай Со, хирург-ортопед и ведущая фигура в борьбе свергнутого правительства с Covid-19, является министром здравоохранения NUG.

После переворота он отклонил предложение военных стать их заместителем министра здравоохранения и скрылся. Военные власти обвиняют его в государственной измене.

NUG собирает деньги у бирманцев, живущих за границей, для поддержки добровольцев, и создал страницу в Facebook, где пациенты могут получать медицинские консультации онлайн от скрывающихся врачей - так называемая телемедицина.

"У нас не хватает денег, но у нас есть поддержка со стороны местного населения и международной диаспоры. Этого недостаточно, но мы изо всех сил стараемся обеспечить надлежащее медицинское обслуживание", - сказал мне Зо Вай Со из неизвестного места.

Отмечается, что Всемирная организация здравоохранения отметила, что к июлю половина из 500 зарегистрированных в мире нападений на медицинских работников произошла в Мьянме.

Аналогичный проект Манчестерского университета сообщил, что за тот же период 25 медицинских работников были убиты в Мьянме, 190 арестованы и 55 больниц заняты военными.

Медбрат из частной больнице в Мандалае говорит, что сразу после переворота уволился с работы, потому что владелец больницы имел тесные связи с вооруженными силами, и стал лидером протеста.

"Они арестовали меня 5 апреля и отвезли во дворец Мандалай (где базируется военное командование города). Они обещали не причинять нам вреда, но когда мы вошли во дворец, они начали избивать и допрашивать нас. Потом они отправили нас в тюрьму Обо. Нас держали в одной комнате, нас было 50. Нам всем приходилось пользоваться одним туалетом, и мы могли мыться только один раз в день. Было лето, самое жаркое время года, и было недостаточно питьевой воды", - подчеркнул он.

Медбрат продержался в тюрьме 87 дней, прежде чем был освобожден по амнистии. Сейчас он работает в мобильной операционной в Мандалае, спрятанной внутри транспортного контейнера.

"Освещение не очень хорошее. Но мы делаем все, что в наших силах. В тюрьме я видел несколько огнестрельных ранений, которые не лечили должным образом в государственных больницах. Некоторые умерли от этих ран.

"В этих больницах действительно лучшее оборудование, но не хватает квалифицированных специалистов и медсестер. Они часто не принимают пациентов, нуждающихся в неотложной помощи. Я думаю, что наша медицинская помощь лучше, потому что у нас больше специалистов, чем у них. Наша главная проблема в том, что мы не можем работать открыто", - добавил медбрат.

Сообщается, что некоторые медсестры работают в скрытых благотворительных клиниках в Янгоне и Мандалае, которые замаскированы под центры тестирования на Covid, чтобы избежать военных рейдов.

Когда они уходят на работу, они носят обычную одежду, а не форму, и оставляют свои мобильные телефоны на случай задержания. Они всегда должны следить за тем, чтобы не попасть в ловушки, расставленные военными - таким образом были арестованы несколько медиков.

"Мы должны быть начеку, когда нас вызывают на дом к пациенту", - говорит медсестра, вернувшаяся из Янгона в свой родной город в штате Шан.

"Мы проверяем с нашими людьми в этой области, чтобы подтвердить, действительно ли пациент болен. Поэтому мы всегда ждем, чтобы убедиться, что пациент настоящий", - добавила она.

Отмечается, что, в значительной степени полагаясь на телемедицину, подпольная система здравоохранения Мьянмы также изо всех сил пыталась лечить пациентов во время всплеска инфекций Covid в июле и августе.

Мьянма начала многообещающую программу вакцинации до переворота, но она прекратилась после захвата власти военными. Одним из арестованных был врач, ответственный за распространение вакцины.

Хунта обещала ускорить вакцинацию, но сдерживалась нехваткой обученного персонала, отсутствием вакцин и отсутствием доверия общества к системе здравоохранения, управляемой военными.

В июле NUG запустила свою собственную программу вакцинации, но она была в основном ограничена приграничными районами, находящимися под контролем симпатизирующих им этнических повстанческих армий.

"Это душераздирающе", - говорит инструктор по сестринскому делу, которая помогает своим бывшим ученикам лечить пациентов в их родных городах с помощью телемедицины.

"Раньше я работала до 1 или 2 часов ночи, отвечая на все сообщения, которые я получала от людей с больными членами семьи, в которых говорилось, что мой отец умрет, моя мать умрет, пожалуйста, ответьте. Я была беспомощна, потому что не могла дать им кислород или лекарства. Люди выстраивались в очередь в местах снабжения кислородом, но военные блокировали им доступ к ним", - сообщила инструктор.

На вопрос о том, почему медицинские работники в Мьянме сыграли такую большую роль в противодействии перевороту, они ответили, что “это моральный ответ профессии, которой ужасно пренебрегали в предыдущий период военного правления, когда в Мьянме был один из самых низких уровней расходов на здравоохранение в мире".

“Это только начало меняться при гражданском правительстве во главе с Аун Сан Су Чжи, с огромной кампанией по набору новых сотрудников. Если сравнивать с другими странами, мы не получаем больших зарплат. Большинство из нас могли бы легко уехать и зарабатывать больше, работая в других странах, таких как Малайзия, Сингапур и Бруней. наши усилия в стране. Мы все ожидали, что однажды у нас будет лучшее будущее с нашим избранным правительством. Затем внезапно произошел переворот. Вот почему мы не могли с этим смириться. Мы работали на людей, даже несмотря на наши низкие зарплаты и уровень жизни. У нас были надежды на будущее, и мы внезапно потеряли это будущее", - подытожил один из медработников.